Тема: Важнейшие правовые акты мирового и регионального значения по разоружению.
Цель: углубление и знаний по основным проблемам разоружения 2 пол. XX – нач XXI вв; развитие навыков и формирование умений по подготовке докладов; воспитание активной гражданской позиции.
Задание: подготовить доклад по теме:
- Договоры об ограничении испытаний ядерного вооружения.
- Договор ОСВ1 и ОСВ2: проблемы ратификации.
- Договор между СССР и США о ликвидации РСД.
- Договор СНВ1,СНВ2,СНВ3.
- Договор ПРО. Разногласия между РФ и США.
- Договор: ДОВСЕ.
Рекомендации по выполнению СРС.
Доклад отличается от обычного выступления в первую очередь тем, что его Автор и слушатели являются людьми примерно одного круга и одного образовательного уровня. И здесь, по наблюдению Автора, есть три опасности, подстерегающие докладчика, выходящего на аудиторию специалистов.
Список контрольных вопросов для подготовки доклада
Для удобства дальнейшие рекомендации сведены в т.н. "список контрольных вопросов" (checklist) с комментариями.
На эти вопросы Докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления, заблаговременно (хуже, если подобные вопросы возникнут у Слушателей в процессе Доклада).
Естественно, отвечать целесообразно честно...
1. Какова ЦЕЛЬ выступления?
Или: я, автор Доклада, хочу:
информировать Слушателей о чем-то;
объяснить Слушателям что-то;
обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.) со Слушателями;
спросить у Слушателей совета;
сделать себе PR;
пожаловаться Слушателям на что-то (на жизнь, ситуацию в стране и т.п.)
Т.е. ради чего, собственно, затевается выступление?
Если внятного ответа на Вопрос-1 нет, то нужно ли Специалистам такое выступление?
2. Какова Аудитория?
На кого рассчитано выступление:
на Студентов
на присутствующую в аудитории подругу (друзей)?
Как уже было отмечено выше, есть две типовые опасности: рассказывать "азы" коллегам-специалистам или "продавать себя" не присутствующим (!) в аудитории Заказчикам...
3. Каков ОБЪЕКТ выступления?
Т.е. о чем собственно доклад, что является его "ядром":
прогнозы
обзор, сравнительный анализ
постановка проблемы, гипотеза
иное?
Естественно, качественный Доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка...
4. Какова АКТУАЛЬНОСТЬ Доклада?
Или: почему сегодня нужно говорить именно об этом?
И почему это должны слушать Специалисты?
5. В чем заключается НОВИЗНА темы? [3]
Или: если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте Доклада на обычные слова - не станет ли содержание доклада банальностью?
Ссылается ли Автор на своих предшественников? Проводит ли сравнение с существующими аналогами?
Автор статьи неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на Конференциях и встречах специалистов Объектом выступления становились модели, известные Слушателям из курса средней школы или из материала, читаемого на первом курсе ВУЗа...
Стоит заметить, что Новизна и Актуальность - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.
Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново - как прогноз, сделанный Д.И. Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали).
Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?
6. Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления? [2]
Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Или же Автор планирует свой Доклад в стиле: "чего-нибудь наболтаю, а раздатка и вопросы Слушателей как-нибудь помогут вытянуть выступление..."?
Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению?
8. Оформление доски.
Продуманы ли четкие и понятные записи на доске? Отразят ли они ход доклада? Будут ли видны? Не закроет ли Автор их собой, пока будет писать? Не убрать ли часть второстепенных иллюстраций в раздаточный материал?
К слову сказать, часто красивые слайды не столько иллюстрируют материал, сколько прикрывают бедность содержания...
Раздаточный материал: какой и сколько?
Собственные записи: какие и сколько? И что сделано Автором по ходу доклада для того, чтобы записи Слушателей не искажали авторский смысл?
В головах слушателей: какие понятия, модели, свойства и условия применения я передам Слушателям?
Резюме
Кратко перечислим те ключевые моменты, на которые Докладчику нужно обратить внимание при подготовке своего выступления:
какова цель Доклада? какова аудитория?
каково содержание Доклада? Оно актуальное? Оно новое?
как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?
что должно остаться на руках и в головах Слушателей после Доклада?
Приведенные контрольные вопросы позволят добросовестному Докладчику повысить вероятность достижения поставленной им цели.
Литература.
1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.
2) История / П. С. Самыгин [ и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 479с.
3) Мошкин А.Ф. Проблемы ядерного разоружения в 60-80-е гг. Киров, 2000г.
4)Фокеев Г.В. История международных отношений и внешней политики СССР.
5) Интернет – ресурс.
|