Главная » Статьи » СРС 2курс

СРС №2

Тема: Важнейшие правовые акты мирового и регионального значения по разоружению.

Цель: углубление и знаний по основным проблемам разоружения 2 пол. XX – нач XXI вв; развитие навыков и формирование умений по подготовке докладов; воспитание активной гражданской позиции.

Задание: подготовить доклад по теме:

  1. Договоры об ограничении  испытаний ядерного вооружения.
  2. Договор ОСВ1 и ОСВ2: проблемы ратификации.
  3. Договор между СССР и США о ликвидации РСД.
  4. Договор  СНВ1,СНВ2,СНВ3.
  5. Договор ПРО. Разногласия между РФ и США.
  6. Договор: ДОВСЕ.

Рекомендации по выполнению СРС.

Доклад  отличается от обычного выступления в первую очередь тем, что его Автор и слушатели являются людьми примерно одного круга и одного образовательного уровня. И здесь, по наблюдению Автора, есть три опасности, подстерегающие докладчика, выходящего на аудиторию специалистов.
Список контрольных вопросов для подготовки доклада
Для удобства дальнейшие рекомендации сведены в т.н. "список контрольных вопросов" (checklist) с комментариями.
На эти вопросы Докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления, заблаговременно (хуже, если подобные вопросы возникнут у Слушателей в процессе Доклада).
Естественно, отвечать целесообразно честно...
1. Какова ЦЕЛЬ выступления? 
Или: я, автор Доклада, хочу:

информировать Слушателей о чем-то; 

объяснить Слушателям что-то;

обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.) со Слушателями;

спросить у Слушателей совета;

сделать себе PR;

пожаловаться Слушателям на что-то (на жизнь, ситуацию в стране и т.п.)

Т.е. ради чего, собственно, затевается выступление?
Если внятного ответа на Вопрос-1 нет, то нужно ли Специалистам такое выступление?
2. Какова Аудитория?
На кого рассчитано выступление:

на Студентов

на присутствующую в аудитории подругу (друзей)?

Как уже было отмечено выше, есть две типовые опасности: рассказывать "азы" коллегам-специалистам или "продавать себя" не присутствующим (!) в аудитории Заказчикам...
3. Каков ОБЪЕКТ выступления?
Т.е. о чем собственно доклад, что является его "ядром": 
прогнозы

обзор, сравнительный анализ

постановка проблемы, гипотеза

иное?

Естественно, качественный Доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка...
4. Какова АКТУАЛЬНОСТЬ Доклада?
Или: почему сегодня нужно говорить именно об этом?
И почему это должны слушать Специалисты?
5. В чем заключается НОВИЗНА темы? [3]
Или: если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте Доклада на обычные слова - не станет ли содержание доклада банальностью?
Ссылается ли Автор на своих предшественников? Проводит ли сравнение с существующими аналогами?
Автор статьи неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на Конференциях и встречах специалистов Объектом выступления становились модели, известные Слушателям из курса средней школы или из материала, читаемого на первом курсе ВУЗа...
Стоит заметить, что Новизна и Актуальность - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. 
Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново - как прогноз, сделанный Д.И. Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали).
Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?
6. Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления? [2]
Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Или же Автор планирует свой Доклад в стиле: "чего-нибудь наболтаю, а раздатка и вопросы Слушателей как-нибудь помогут вытянуть выступление..."?
Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению?

 

8. Оформление доски.
Продуманы ли четкие и понятные записи на доске? Отразят ли они ход  доклада? Будут ли видны? Не закроет ли Автор их собой, пока будет писать? Не убрать ли часть второстепенных иллюстраций в раздаточный материал?
К слову сказать, часто красивые слайды не столько иллюстрируют материал, сколько прикрывают бедность содержания...
Раздаточный материал: какой и сколько? 
Собственные записи: какие и сколько? И что сделано Автором по ходу доклада для того, чтобы записи Слушателей не искажали авторский смысл? 
В головах слушателей: какие понятия, модели, свойства и условия применения я передам Слушателям? 
Резюме
Кратко перечислим те ключевые моменты, на которые Докладчику нужно обратить внимание при подготовке своего выступления: 
какова цель Доклада? какова аудитория?

каково содержание Доклада? Оно актуальное? Оно новое?

как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?

что должно остаться на руках и в головах Слушателей после Доклада?

Приведенные контрольные вопросы позволят добросовестному Докладчику повысить вероятность достижения поставленной им цели.
Литература.

1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [ и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 479с.

3) Мошкин А.Ф. Проблемы  ядерного разоружения в 60-80-е гг. Киров, 2000г.

4)Фокеев Г.В. История международных отношений и внешней политики СССР.

5) Интернет – ресурс.

Категория: СРС 2курс | Добавил: IstorikJ (18.12.2014)
Просмотров: 656
Всего комментариев: 0