Главная » Статьи » История Практические работы 1курс

Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны.

Цель: углубить знания; развивать умения анализа исторической информации, работы с историческими документами.

 Задания:

1. Заполнить таблицу «Основные события ВОВ».

Дата

События

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с историческими документами, их анализ и письменные ответы на вопросы.

1.Прочитав   подборку  документов  1, охарактеризуйте  истинные  мотивы  советско-германского пакта

Политики о советско-германском пакте (1939г.):

И.В.Сталин: Гитлер, не  предполагая и не  желая того, ослабит и подорвет капиталистическую  систему. Мы  можем маневрировать, сталкивать одну  сторону с другой, так, чтобы они лупили друг  друга как  можно лучше.

И.Риббентроп: За немногие часы  моего  пребывания в  Москве было  достигнуто такое соглашение, о котором я  при  своем отъезде из Берлина и помыслить не  мог…Сталин дал  в  нашу  честь большой  банкет, на  котором были приглашены все  члены Политбюро…я  и мои сотрудники провели с ними  вечер в  весьма гармоничной обстановке. Данцигский гаулейтер, сопровождавший меня в этой  поездке, во  время  обратного  полета даже  сказал: порой он  чувствовал  себя  просто  « среди своих старых партайгеноссе».

Н.Гендерсон(английский посол  в  Берлине): Сталин  заключил  пакт с Германией только для  того, чтобы  подтолкнуть Гитлера к  нападению на  Польшу, хорошо зная, что  Англия  и  Франция выступят на ее  стороне. После  предположительной  победы Германии над  Польшей Россия, во  -первых, вернет себе  важные  потерянные  в  последней  войне области, а  во-вторых, будет  спокойно глядеть, как Германия, воюя с  западными  державами, исчерпает свои  силы, чтобы  затем в  подходящий  момент бросить всю  мощь Красной  Армии на  дальнейшую большевизацию Европы.

Шуленруг (германский посол в Москве): Пакт о ненападении - инструмент поддержания  мира - в результате подписания (секретного) протокола о разграничении сфер интересов превратился в  свою противоположность…

2.Какие  цели преследовала  фашисткая  Германия, развязывая вторую  мировую войну? Проиллюстрируйте ответ  словами  Гитлера.(документ 2)

Г.Розанов о планах Гитлера  в  книге  «Так  была  развязана  война»

«Нам  нужна  Европа  и ее  колони, - объяснял Гитлер. –Не провинции, а  континенты, не  поражение, а  уничтожение противника, не  союзники, а , сателлиты, не  перемещение границ, а  перетасовка всего  земного шара, не  мирный  договор, а  смертельный  приговор – таковы  должны  быть  цели войны»

3.О  чем  , по- Вашему , свидетельствуют документы 3 и 4? Какова  была  политика советского  руководства по  отношению к Германии накануне ее  вторжения   в  СССР? Какие  просчеты  и ошибки  во  внешней  политики были  допущены Советским  Союзом?

Из «Соображений по  плану  стратегического развертывания…», представленных  начальником Генштаба СССР К.Г.Жуковым и наркомом обороны С.К.Тимошенко И.В. Сталину 19 мая 1941 г.

Учитывая, что  Германия в настоящее  время  держит свою  армию отмобилизованной, с  развернутыми тылами, она  имеет  возможность предупредить нас в развертывании нанести внезапный удар.

Чтобы предотвратить это, считаю  необходимым ни в коем случае не  давать инициативы действий германскому командованию, упредить противника в  развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она  будет находиться в  стадии развертывании и не  успеет еще  организовать фронт и взаимодействие  родов  войск…

Из воспоминаний К.Г. Жукова о встрече  с  И.В.  Сталиным 19 мая  1941г.

С  этим документом ( «Соображений по  плану  стратегического развертывания…»)мы  (Г.К.Жуков  и  С.К.Тимошенко)… прибыли к  Сталину  , рассчитывая на  его  одобрение. Услышав  об  упреждающем ударе по  немецким войскам, он буквально вышел  из  себя. «Вы, что  с ума  сошли? Немцев  хотите спровоцировать?»-прошипел он. Мы  сослались на  складывающуюся у  границ  обстановку. На  его  выступление 5 мая  1941г. перед  выпускниками(военных академий). «Так я сказал это (о готовности Красной Армии вести наступательную  войну)-услышали мы  в  ответ,- чтобы  воодушевить присутствующих, чтобы они думали о победе, а  не  о  непобедимости немецкой  армии, о чем  трубят  радио и газеты  всего мира».предложенный  план   Сталин утверждать  не  стал…Однако выдвижение войск из глубины  страны  и создание  второго стратегического эшелона, в целях противодействия готовящемуся вторжению врага и нанесения ответного удара, он разрешил продолжать, - строго предупредив, чтобы  мы  не  дали  повода для  провокации…Хорошо еще , что Сталин не  согласился  с нами, , иначе  мы , учитывая состояние  войск и разницу  в  подготовке их  с немецкой армией, получили бы  тогда  нечто  подобное Харьковской  операции в  мае  1942 года.

4.Прочитайте  документ 5.Чем  можно  объяснить поддержку Англией Советского  Союза сразу  после  начала  агрессии Гитлера  против  СССР?

Из речи У.Черчилля по  радио ( 22 июня 1941г.)

За  последние  25 лет  никто не  был  более  последовательным противником  коммунизма , чем  я. Я не  возьму  обратно  ни одного  слова, которые я  сказал…

Мы  полны  решимости  уничтожить Гитлера и  все  следы нацистского режима… Отсюда следует, что  мы  окажем России и русскому  народу всю  помощь, какую только  сможем.

5.Ознакомившись с  документом 6, ответьте на  вопросы: Что такое ленд-лиз? Из  каких  стран и на  каких  условиях осуществлялись поставки в  СССР? Насколько была весома помощь, оказанная Советскому  Союзу по  ленд-лизу?

Из официальных  данных о размерах помощи союзных держав Советскому  Союзу в  годы  войны

Общий  объем  поставок в  СССР по  ленд-лизу составил 11 млрд.260 млн.344 тыс. долларов, в том  числе  9,8 млрд.долл. из США. Четверть всех  грузов  составляло продовольствие…

Хотя  общий  объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в  СССР в  1941-1945г.г. ленд-лизовская техника по  отдельным  видам вооружений составила  весьма значительный процент. В  частности, по  автомобилям – около 70 %, по  танкам – 12 %, по  самолетам – 10 %, в том  числе  морской  авиации – 29 %. Следует  отметить, что  некоторые виды  поступавшей  по ленд-лизу техники…в СССР в  годы войны не  выпускались вообще.

6.Прокомментируйте  документ 7. Согласны ли Вы  с  мнением историка? Какие  еще  причины поражения наших  войск летом-осенью 1941г. Вы  могли бы  назвать?

Военный  историк А. Филиппов о степени  готовности Красной Армии к  войне в июне  1941г.

 

Действительной  главной причиной  поражения наших  войск летом 1941г. была  неготовность Красной  Армии вести  современную маневренную войну с  противником, имевшим богатейший опыт в ней и отличную подготовку именно к  такой быстротечной войне. Наши Вооруженные Силы не  умели реализовать огромный технический и людской потенциал, превосходящий к началу войны потенциал агрессоров. Причиной такого отставания нишей  армии является  полный  провал в 1930-1937г.г заблаговременной  подготовки командных кадров технического  звена для  многократного  увеличения (развертывания) Вооруженных Сил перед  войной. Спешные, авральные меры 1939-1941г.г., и особенно весной 1941г., не  могли выправить это положение

7. Прокомментируйте речь  И.В.Сталина 7 ноября 1941г. (документ 8). Почему  в  труднейший  момент войны он обратился не  к  идеалам социализма, а  к  «облику великих предков»?

  • Из речи  И.В. Сталина на  параде  войск на  Красной  площади ( 7 ноября 1941 г.)
  • На  вас  смотрит весь  мир, как  на  силу , способную уничтожить грабительские  полчища немецких захватчиков…Великая освободительная миссия выпала на  вашу  долю. Будьте же  достойны этой  миссии!..
  • Пусть  вдохновляет вас в  этой  войне мужественный  образ наших великих предков – Александра  Невского, Дмитрия  Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия  Пожарского, Александра  Суворова, Михаила  Кутузова!

8.Прочитайте  документы 9 и 10 и ответьте  на  вопросы: Что предполагали планы

 «германизации» оккупированных немцами территорией СССР? Почему  самыми «трудными» для  немецкой пропаганды  оказались советские  люди в возрасте 17-21года?

Из  письма  Г. Гиммлера ( 12 января1943г.)

Упомянутые (оккупированные) области должны  быть тотально германизированы, т.е. тотально заселены.

Из информации оккупационному  режиму  в  Белоруссии о настроениях среди населения (  февраль 1942г.)

 Население  высказывается очень сдержанно. Люди старшего  поколения более  доступны, и если они разговаривают один на  один, выражают ненависть к  старой  большевистской  системе…

Самая  опасная возрастная группа – 17- 21 год. Она  заражена  на  99 % и ее  следует вычеркнуть  из  списка живых…

9.        О чем  свидетельствуют документы 11 и 12? Как Вы  думаете , можно ли миллионы пострадавших в  годы  войны объявлять «изменниками» и «предателями»?                         

Г.К. Жуков о  судьбе  военнопленных

У   нас  Мехлис  додумался  до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто  попал  в  плен,- предатель Родины»…

Трусы  , конечно  , были, но как   можно  думать так  о  нескольких миллионах попавших в  плен  солдат и офицеров той  армии, которая все-таки  остановила и разбила  немцев…

Академик А.Н. Яковлев о численности военнопленных и депортированных

Точных  данных о военнопленных нет. Германское  командование указывает цифру  в  5270000 человек. По  данным  Генштаба Вооруженных  Сил  Российской   Федерации, потери  пленными составили 4590000…Кроме  того, свыше  900000 бойцов и командиров Красной  Армии в  1941-1942г.г. оказались в окружении

10.Каковы  были  источники  победы советского  народа в  Великой  Отечественной  войне? Согласны  ли  Вы со  взглядом  И.Л. Солоневича (документ 13)

Из книги И.Л. Солоневича  «Народная  монархия»

Разгром  Гитлера  есть, конечно, результат национального  чувства, взятого в почти химически - чистом  виде… Германия поставила  перед  Россией вопрос  «  быть  или не  быть»- и  получила  свой  ответ.

Литература.

1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 479с.

Категория: История Практические работы 1курс | Добавил: IstorikJ (18.12.2014)
Просмотров: 9244
Всего комментариев: 0