Главная » Статьи » История Практические работы 1курс |
Цели: развивать умение работы с историческими документами; составлять схемы. Задание: 1) Прочитать §20 n 1, составить схему государственного управления Киевской Руси. 2) Прочитать отрывок из текста ПВЛ и ответить на вопрос: о каком этапе русской истории говорится в источнике? 3) Прочитать отрывок из текста ПВЛ и ответить на вопросы:
а) оцените степень достоверности изложенных в источнике событий. б) куда было направлено посольство Ольги и с какой целью? в) в чем, по вашему мнению, состояла задача летописца при создании этого сюжета русской истории? г) какое значение имело это событие для Древней Руси?
4) прочитать текст из «Русской Правды» ответить на вопросы:
а) в каких формах возмещался имущественный ущерб в Древней Руси? б) что можно сказать о хозяйстве жителей Древней Руси на основании приведенного отрывка? в) за что и в каких случаях вводятся наказания? г) как восстанавливаются имущественные права потерпевшего?
Рекомендации по выполнению. Выполняя задание №1, внимательно прочитайте текст учебника, найдите ключевые понятия и термины, определите их место в государственной системе и социальной структуре, расположите по значимости и статусу по принципу, чем выше роль, тем выше место в схеме. Выполняя задание 2,3,4, прочитайте источники, найдите ответы. Отвечая на вопрос, подкрепить их доказательством из текста исторического документа.
Текст № 1 «…У древлян свое княжение, а дреговичей свое, а славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины и в верховьях Днепра, их же город-Смоленск; именно там сидят кривичи, от них же происходят северяне. А на Белом озере сидит весь, а на Ростовском озере – меря, а на Клещине озере сидит также меря А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, свой народ – мурома, и черемисы – свой народ, и мордва – свой народ. Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полчане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».
Текст № 2 «Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла в Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев, смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести сам,- иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил её патриарх в вере, сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свети оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая, - и поклонилась патриарху со словами: «…владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещение имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил её патриарх и отпустил».
Текст № 3 «Если кто опознает своё, что он потерял или что украдено у него, или коня, или одежду, или скотину, то не говори ему: это моё, но пойди на свод, где он взял; сведитесь, кто будет виноват, на того сойдет ответственность за воровство, тогда он свое возьмет, а что пропало с ним, то ему начнет платить; если он будет конокрад,- выдать его князю на поток; если же будет клетный вор, то 3 гривны платить ему… Если наличного не будет, а был княжий конь, то платить за него 3 гривны, а за иных – по 2 гривны. А вот уроки за скот. 3 кобылу – 60 кун, за вола – гривна, за корову-40 кун, за третьяка – 30 кун, за годовалого- полгривны, за теленка – 5 кун, за свинью – 5 кун, за поросенка – ногата, за овцу – 6 кун, за барана- ногата, за жеребенка – 6 ногат; то тебе уроки для смердов, если платят князю продажу »
Литература. 1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с. 2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 479с. | |
Категория: История Практические работы 1курс | Добавил: IstorikJ (18.12.2014) | |
Просмотров: 3216 |
Всего комментариев: 0 | |