Главная » Статьи » История Практические работы 1курс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Цели: развиватьумение работать с различными источниками информации, анализировать историческую информацию.

 

Задание:

1. Причины отмены крепостного права

2. Условия освобождения крестьян

3. Буржуазные реформы 60-70гг. (сост. таб)

4. Работа с историческими документами (ответы на вопросы)

 

Прочтите положения о судебной реформе и выполните задания.

«Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же Сенат в качестве верховного кассационного суда , не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели. <…>Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели особым установленным для сего порядка. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством».

А) На основании источника определите структуру российской судебной системы.

Б) На основании источника определите состав суда.

В) Определите, какие из указанных в тексте источников должности выборные, а какие – назначаемые. Почему был принят именно такой порядок?

 

Прочтите текст и выполните задания.

«Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность в гражданских судах по имущественным делам земства.

Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

Земские учреждения <…> не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, подлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений <…>

Земские учреждения подвергаются законной ответственности… за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств…».

А) На основании текста определите полномочия земств.

Б) Укажите, какие действия запрещены земствам. Почему?

В) Объясните, чем объясняются ограничения земств.

 

Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Энгелъгардта и ответьте на вопросы.

«…Прежде, при крепостном праве, помещичьи поля обрабатывались крестьянами, которые выезжали на эти поля со своими орудиями и лошадьми, точно также обрабатываются помещичьи поля и теперь теми же крестьянами с их лошадьми и орудиями, с той только разницей, что работают не крепостные, а еще с зимы задолженные. <…> Не знаю и таких хозяйств, в которых бы все работы производились бы батраками с помощью машин, а сам хозяин-землевладелец, умеющий работать, смотрел за работой и хозяйством, подобно тому, как в больших американских хозяйствах. Ничего подобного у нас нет <…> при оценке имения смотрят не на качество земли, а на то, как расположена земля по отношению к крестьянским деревням <…>необходима ли она крестьянам, могут или нет они без нее обойтись. Поэтому-то теперь, при существующей системе хозяйства, иное имение и без лугов, и с плохой землей дает большой доход, потому что <…> обладает «отрезками*, без которых крестьянам не обойтись. Мужик угнетен, мужик бедствует…*.

А) К какому периоду относится текст источника: к дореформенному или пореформенному? Почему вы так считаете?

Б) В чем видит автор источник помещичьих доходов?

В) В чем главная причина бедственного положения крестьян?

Г) Какие иные формы ведения хозяйства упоминает автор? В чем их отличие от тех, что анализирует автор?

 

Рекомендации по выполнению.

Выполняя задание №1, изучите §58 учебника В. В. Артемова, выделите две группы причин: экономические и социальные. Выясните, какую позицию занимали различные слои общества по вопросу отмены крепостного права. Почему? Как велась подготовка реформ. Выполняя задание №2,выясните условия освобождения крестьян. Обратите внимание на различия условий освобождения крестьян черноземной и нечерноземной зоны. Уясните особенность положения временно обязанных крестьян. Выполняя задание №3, изучите §58, пункты 3, 4, 5, 6. Проанализируйте сущность реформ , их особенности и принципы. Докажите, что они являются буржуазными реформами.

Литература.

1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 479с.

Категория: История Практические работы 1курс | Добавил: IstorikJ (18.12.2014)
Просмотров: 2679
Всего комментариев: 0