Главная » 2017 » Январь » 23 » Практическая работа "Политическая раздробленность "
09:42
Практическая работа "Политическая раздробленность "

              Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Ишимбайский нефтяной колледж

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Политическая раздробленность на Руси».

 

 

 

 

 

 

Разработал:                                Кострыгина Елена Валерьяновна, преподаватель общественных и социально-экономических дисциплин.

 

                                                2016

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Ишимбайский нефтяной колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: «Политическая раздробленность на Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       2016

 

 

          

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

гуманитарных и с-э

дисциплин.

Протокол №2 от 20.10.2016

Председатель ПЦК______ 

                     Кострыгина Е.В.

ОДОБРЕНО

методическим советом ГАПОУ Ишимбайский НК

Протокол №   от

Председатель МК________

                          Вепрева Р.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведении, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования .В методической разработке даны рекомендации по проведению занятия по предмету: «История» по теме: «Политическая раздробленность на Руси». Рекомендации носят практико - ориентированный характер, предлагается опыт использования интерактивной технологии, применения на занятии мультимедийного оборудования, формирование и развитие навыков работы с историческими документами ,картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая раздробленность на Руси.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Методы контроля: устный, письменный.

Приёмы: работа с учебником и историческими источниками, письменно-графический (составление таблицы, работа с контурной картой).

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели:

1)образовательные задачи:

обеспечение закрепления понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков;

создание условий для поиска причин периода раздробленности; организация собственной деятельности по характеристике особенностей географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель;

 формирование умения работы с историческими источниками, с контурной картой, умения принятия решения по проблемному вопросу о прогрессивной или регрессивной форме феодальной раздробленности на Руси.

2) развивающие задачи:

формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере русских княжеств и земель, умения делать выводы, работать с историческим текстом как с источником знаний;

 продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа, на перевод информации из текста в таблицу, контурную карту;

развивать умение работать в группах.

3) воспитательные задачи:

обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемой дисциплине, формирование умения планомерно, организованно, контролировать и анализировать результаты своей работы.

Оборудование:

1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.

3)Борисов Н.С. "История России с древнейших времён до конца XVII века". М., “Просвещение”, 2010 г.;

4)мультимедийный проектор;

5)экран;

6)презентация, раздаточный материал .

7)Атлас .

 

 

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

 1.Организационный момент.

 2. Этап целеполагания и мотивации.

 3. Этап актуализации знаний.

 4. Этап изучения новых знаний.

 5. Этап закрепления новых знаний.

 7. Этап рефлексии.

 8. Этап домашнего задания.

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

 

Этапы занятия

Используемые

методы

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Результат

Продолжительность

1.Организационный момент.

 

Словесный.

Приветствие. Проверка наличия обучающихся, их готовности к занятию.

Дежурный докладывает об отсутствующих. Обучающиеся готовятся к занятию.

Обучающиеся готовы приступить к занятию.

1 мин.

2. Этап целеполагания и мотивации- сообщение темы урока, постановка проблемы занятия.

Словесный.

Предлагает обсудить высказывания ,сформулировать тему и цель занятия.

Обучающиеся внимательно обсуждают высказывания ,формулируют тему и цели занятия.

Обучающиеся понимают тему, цель и задачи.

Активизация работы студентов.

2 мин.

3. Этап актуализации знаний.

Словесный, диалоговый.

Задает вопросы для перехода к  теме занятия. Работа с понятием» Политическая раздробленность».         

 

Отвечают на вопросы.

Знают материал по предыдущей теме.

3 мин.

4. Этап изучения новых

знаний.

4.1

Словесный, диалоговый,

сюжетная таблица.

 

Объясняет, дает задание: изучить текст учебника и заполнить таблицу.   

Слушают, читают учебник и заполняют  таблицу.

Умеют переводить информацию в различные знаковые системы.

  8 мин.

4.2 .

Словесный ,

практический,

поисковый.

 

Предлагает изучить тексты с документами и ответить на вопросы.

Работают с текстами документов по заданному алгоритму.

Умеют анализировать

тексты документов по алгоритму.

 8 мин.

4.3

Практический,

индивидуальный, поисковый.

Преподаватель предлагает работу с контурной картой.

Слушают, работают с картой, заполняют контурную карту.

Умеют работать с картой.

7 мин.

5. Этап закрепления знаний.

Практический,

проблемный.

 

Предлагает ответить на вопрос:

Политическая раздробленность

это прогрессивный процесс или политическая раздробленность

это регрессивный процесс?

Составляют ответ на проблемное задание и аргументируют ответ..

Умеют анализировать

Информацию и  аргументировать ответ.

5 мин.

6. Этап применения новых знаний.

Тестовый.

Предлагает  решить тест.

Решают тест.

Взаимопроверка теста.

Знают важнейшие даты, понятия, процессы события.

5      мин.

7. Этап рефлексии.

Диалоговый.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы и высказывают предположения и пожелания

Умеют анализировать свою деятельность на занятиях.

2мин.

8. Этап домашнего задания.

Словесный.

Задает домашнее задание.

Слушают, записывают.

Понимают домашнее задание.

1 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Оргмомент (1-2 мин)

Добрый день! Сегодня у нас не простой урок, на нашем уроке присутствуют гости, но я прошу вас не волноваться, для нас урок обычный, рабочий!

2.Этап целеполагания:

На доске записана тема и эпиграфы к занятию

                                                             «Раздрасся вся Земля Русская»

                                                                                                           (из летописи)

По оценкам Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева, этот период был своего рода смутой, временем «темным, молчаливым», а также «скудным делами славы и богатым ничтожными распрями». 

В. О. Ключевский говорил , об «удельном строе», называя этот период «удельными веками»

. Вопросы  группе.

Как Вы понимаете данные высказывания?

Почему они стали эпиграфом к нашему занятию?

Почему важно изучение данной темы?

( чтение и обсуждение предложенных высказываний)

Преподаватель: Задание №1. Сформулируйте и запишите цель сегодняшнего занятия, которую планируете достигнуть лично Вы.

 3.Актуализация опорных знаний по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Преподаватель. Прежде, чем мы начнем говорить о Политической раздробленности на Руси, что мы   должны с вами вспомнить, рассмотреть?

1.Причины раздробленности.

2. Последствия раздробленности.

Студенты отвечают на поставленные вопросы.

 

4.Изучение нового материала

4.1 Задание№2.Заполнить таблицу.

Преподаватель предлагает 3 группам студентов заполнить таблицу и определить формулу политической власти в каждом княжестве: сильный князь -слабое боярство; слабый князь-сильное боярство; сильный князь-сильное боярство.

Линии сравнения

Владимиро-Суздальская земля

Новгородская земля

Галицко-Волынское княжество

Местоположение

 

 

 

Природные условия

 

 

 

Состав населения

 

 

 

Главные занятия

 

 

 

Главные города

 

 

 

Система правления

 

 

 

Выдающиеся князья

 

 

 

Преподаватель предлагает проверить таблицу и определить формулу политической власти в каждом княжестве: сильный князь- слабое боярство; слабый князь-сильное боярство; сильный князь-сильное боярство.(отчет групп) Преподаватель предлагает  оценить свою таблицу и поставить оценку себе.

4.2  Задание№3 Работа с историческими документами.

Преподаватель предлагает студентам изучить тексты документов и ответить на вопросы по заданному алгоритму. Студенты изучают документы , работают по заданному алгоритму. Отвечают на поставленные вопросы.

4.3 Задание №4 Работа с контурной картой.

Преподаватель предлагает студентам  заполнить контурную карту , определив границы Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли .(Студенты заполняют контурную карту)

5.Закрепление знаний.

 Задание №5 Проблемный вопрос.

Преподаватель предлагает Проблемный вопрос: Политическая раздробленность это прогрессивный процесс или политическая раздробленность  регрессивный процесс? Что бы ответили на этот вопрос вы ? ( ответы студентов)

Обобщение преподавателя: Таким образом, несмотря на различия мнений можно сделать вывод , что процесс политической раздробленности имеет как положительные , так и отрицательные стороны.

6. Применение знаний.

Задание №5.Решение теста.

7. Рефлексия. (Технология личностно-ориентированного обучения).Преподаватель предлагает учащимся заполнить опросный лист.

1.      На уроке я работал… активно/пассивно.

2.      Своей работой на уроке я… доволен/не доволен.

3.      Материал урока мне был полезен/бесполезен.

4.      Урок для меня показался… интересным/скучным.

Прочитайте еще раз те цели, которые Вы планировали достигнуть.

Достигли Вы их? Что помогло это сделать? Довольны ли Вы своей работой на уроке?

Заполните «Выходную карту».

Самая главная мысль урока

 

 

Самая спорная мысль урока

 

Личная значимость темы

 

8. Выставление оценок. Домашнее задание повторение лекции.

Приложение

Алгоритм работы с историческим документом.

1.Определить название и тип исторического документа (повествовательно-описательный, актовый ).

2.Определить время,  место, исторические условия создания документа (атрибуция).

3.Выделить ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.

4.Выделить главную мысль (основные, узловые вопросы исторического документа).

5.Соотнести информацию, полученную из исторического документа, с изучаемым периодом истории.    

Документ № 1

Прочитайте отрывки из сочинений византийцев о древних славянах и ответьте на вопросы.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы... Они селятся в лесах, у неудобно проходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов... Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...

Эти племена...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии)... Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

1)Какова была организация управления в славянских племенах? 2) Какой хозяйственной деятельностью занимались славяне?3) Почему  свои жилища славяне строили в труднодоступных местах и делали в них много выходов?4) Кто считался верховным богом у славян? 5) В чем состояли религиозные обряды славян?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм работы с историческим документом.

1.Определить название и тип исторического документа (повествовательно-описательный, актовый ).

2.Определить время,  место, исторические условия создания документа (атрибуция).

3.Выделить ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.

4.Выделить главную мысль (основные, узловые вопросы исторического документа).

5.Соотнести информацию, полученную из исторического документа, с изучаемым периодом истории

Документ № 2

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о присяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г. и ответьте на вопросы.

На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун... И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников русов. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.

1.)Как звали главного бога русских дружинников?

2.)Можно ли  считать  крещение Руси  единовременным  событием, произошедшим в 988 г.Почему вы так считаете?

Документ №3

Прочитайте отрывок из работы М. К. Любавского:«Прежде у русского населения был один главный враг — кочевники. С расселением в сторону от Приднепровья и враги появились у разных земель разные: Полоцкой земле, например, мало было дела до половцев, но зато много хлопот с Литвой; Галицкой земле и Волынской приходилось иметь дело главным образом с поляками, венграми и Литвой; Суздальской и Рязанской — с мордвой и болгарами; Новгородской — с чудью, а затем, с начала XIII века, с немцами и шведами; Чернигово-Северской не было дела до этих врагов, но зато было много дела с половцами и т. д. Прежде у восточного славянства был один общий экономический интерес, связанный с торговлей по великому водному пути из Варяг в Греки. Теперь эта торговля с Византией и Востоком пришла в упадок и на первый план выдвинулась торговля с Западной Европой. Но эта торговля пошла уже разными путями: торговля Рязанской, Суздальской и Новгородской земель через Волгу и реки озерного края, торговля Чернигово-Северской, Смоленской и Полоцкой земель через реки системы Днепра и Западную Двину; торговля Киевской, Волынской и Галицкой земель сухим путем через Венгрию и Польшу. Так и в экономических интересах разошлись между собой русские земли благодаря новому размещению населения. При таких условиях естественно не мог держаться и  политический союз всего восточного славянства и Русь неизбежно должна была распасться». Какие причины раздробления древнерусского государства выдвигает на первый план историк? Какие еще причины, помимо названных  в учебнике, вы можете назвать?

Требования к отчету:  практическая работа выполняется в рабочей тетради  с указанием номера,  согласно алгоритма работы с историческим документом.

Критерии оценивания

«5»         - все верно;

«4»         - не менее ¾ верно;

Тест 1вариант.

Тема: «Феодальная раздробленность на Руси»

 1. Период феодальной раздробленности длился на Руси:

1) с XI по XIII вв.;

2) с XII по XV вв.;

3) с X по XIV вв.;

4) с IX по XII вв.;

2. Какие причины вызвали:

1.Образование государства Русь.               А) рост экономического могущества

                                                                            местных феодалов;

2.Раздробленность русских земель             Б) ослабление роли Киева  в результате

                                                                             набегов кочевников;                                                                                

                                                                   В) слабость экономических связей;

                                                                   Г) образование племенных союзов для                          

                                                                       отражения  внешней опасности

                                                                   Д) расширение феодального землевладения

                                                                         Е) княжеские усобицы.

3. Княжеский съезд, закрепивший за удельными князьями право наследования своих владений, состоялся в 1097 г. в городе …

1) Любече;

2) Витичеве;

3) Долобске;

4) Киеве.

4. Полному распаду Руси препятствовали следующие факторы:

1) различие природных и хозяйственных условий в землях;

2) сохранение авторитета великого киевского князя;

3) формирование торгового пути «из варяг в греки»;

4) единая общерусская церковная организация;

5) договоры между князьями о совместной борьбе с половцами.

           1) 135          2) 345              3) 245                  4) 135 

5. Укажите причины возвышения Владимиро-Суздальской земли:

 1) близость к степи;

 2) защита от внешних врагов густыми лесами;

 3) обилие пахотных плодородных земель;

 4) выход к Балтийскому морю;

 5) колонизация междуречья Волги и Оки.

             1)145          2)345     3)235        4) 134

6. Выделите три причины обособления русских земель от Киева:

1) формирование пути «из варяг в греки»;

2) рост вотчинного землевладения;

3) перемещение торговых путей;

4) развитие городов;

5) разложение родовой общины.

       1)134                 2)145               3)345             4) 234

        

Тест 2вариант.

Тема: «Феодальная раздробленность на Руси»

1.Русь вступила в период политической раздробленности в

1) XI в.;

2) 30-х гг. XII в.;

3) конце XIII в.;

4) начале XIV в.

2.  Кто из князей десять лет боролся за киевский престол, трижды признавался князем Киева?

1)Юрий Долгорукий;

2)Святослав Ольгович;

3) Ярослав Осмомысл;

4) Мстислав Владимирович.

3. После распада Древней Руси на княжества и земли первым среди других княжеств считалось

1)Черниговское;

2)Полоцкое;

3)Киевское;

4) Суздальское.

4. Снижение роли Киева и возвышение новых центров не было обусловлено

1) набегами половцев;

2)складыванием пути «из варяг в греки»;

3)перемещением торговых путей;

4) миграцией населения в более защищенные районы.

5. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.

ПРОЯВЛЕНИЯ                                                           ХАРАКТЕР. ПОСЛЕДСТВИЯ.

1)сохранение всех богатств в отдельных

княжествах и землях;                                                     А) отрицательные;

2)ослабление обороноспособности;                              Б) положительные.

3)рост междукняжеских усобиц;

4)развитие местных школ книжности,

      архитектуры, иконописи.

6. Укажите форму правления, установившуюся в Новгороде в XIIв.

1) абсолютная монархия;

2) парламентская монархия;

3)аристократическая республика;

4)демократическая республика.

 

 

 

 

 

Категория: Открытые уроки | Просмотров: 7850 | Добавил: IstorikJ
Всего комментариев: 0
avatar