Главная » 2014 » Декабрь » 18 » Образование Древнерусского государства
09:11
Образование Древнерусского государства

Образование Древнерусского государства

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроляустный, письменный.

Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, письменно-графический (составление таблицы).

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели: 

1) образовательные задачи:

выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;

ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

2) развивающие задачи:

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста втаблицу:

развивать умение работать в группах.

3) воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

Оборудование:

1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.

3)Борисов Н.С. "История России с древнейших времён до конца XVII века". М., “Просвещение”, 2010 г.;

мультимедийный проектор;

экран;

презентация,раздаточный материал <Приложение 1Приложение 2Приложение 3>.

План урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методические приемы

Деятельность

обучающихся

I. Организационный  этап.

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка подготовленности кабинета и обучающихся  к занятию. 4.Ознакомление с оценкой деловой игры (Игровые денежные единицы –«куны»(монеты в государстве Русь), 5 «кун» =1 балл ).

Техническая минутка.

1. Приветствие преподавателя.

2. Доклад старосты.

3. Обучающиеся  готовятся к занятию.

II. Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания.

 1.Преподаватель актуализирует знания обучающихся  и готовит их к мотивации и целеполаганию.

Преподаватель обращает  внимание студентов на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

2. Преподаватель формулирует вопросы:

а). Что такое государство?

б). Какие факторы предваряют процесс возникновения государства?

3. Обобщение и систематизация информации.

Преподаватель предлагает  составить схему «Предпосылки образования государства» (Приложение №1)

 

Метод  

эвристической беседы.

 

 

 

 

Демонстрация слайда)

Фронтальный опрос.

 

 

Демонстрация слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

 

1.Обучающиеся знакомятся с информацией преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Студенты отвечают, опираясь на знания о происхождении и сущности государства из  школьных курсов истории и обществознания. Обучающиеся делают вывод о том, что основной предпосылкой возникновения государства является процесс социальной дифференциации.

 

Студенты составляют схему

«Предпосылки образования государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Этап применения и закрепления изученного материала

 

 

Преподаватель предлагает изучить исторический документ

 

 Демонстрация файлов.

Фронтальный опрос.

     

Студенты изучили документ 

 

Преподаватель предлагает изучить вопрос о предпосылках возникновения государства у славян.

 

Фронтальный опрос.

 

Работа в группах.

 

Преподаватель предлагает вспомнить признаки государств.

 

Эвристическая беседа.

 

Студенты знакомятся с информацией, отвечают на вопросы.

Преподаватель предлагает выслушать доклады

Демонстрация слайда.

Студенты слушают и записывают информацию. Обсуждают теории

Преподаватель предлагает работу (заполнение таблицы)

Самостоятельная работа.

Студенты работают с учебником, заполняют таблицы.

Преподаватель предлагает игру «Узнай героя»

Фронтальный опрос.

Студенты отвечают, опираясь на знания полученные в ходе самостоятельной работе.

Преподаватель организует закрепление материала, предлагает ответить на проблемный вопрос.

Организуется.

Студенты отвечают, опираясь на полученные знания.

Преподаватель говорит о значении образования Древнерусского государства.

Эвристическая беседа

Студенты слушают, делают записи.

IV.   Этап подведения итогов.

Подводит итоги урока. Предлагает подсчитать количество «кун», «заработанных» обучающимися на занятии.

Выставляет отметки, благодарит за участие в уроке.

Метод оценки знаний и участия в уроке.

Приём создания успешности.

Обучающиеся  подсчитывают количество заработанных «кун» и получают отметки.

V. Домашнее задание

Преподаватель предлагает обучающимся  по §3,4 учебника А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века»  составить таблицу (Приложение 5)

 

Обучающиеся записывают опережающее задание и домашнее задание в тетрадях.

 

 

 

 Ход урока

Слайд 1: эпиграф к уроку (не произносится, для визуального знакомства). <Приложение 2>

“Русь! Русь! Вижу тебя,
из моего чудного, 
прекрасного далека ....”

Н.В. Гоголь

- Итак, вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся гражданамигосударства, которое имеет свою историю.Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи развития наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.

 

- Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь на этом уроке?

Цель –  выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян.

Слайд 2: тема урока, план урока.

- Сегодня тема нашего урока звучит так: “Образование Древнерусского государства”.нам предстоит рассмотреть:

1. Причины возникновения государства.

2. Создание единого государства Русь.

3. Теории возникновения государства.

4.Политика первых русских князей.

Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении Древнерусского государства. План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками. Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.

актуализация знаний.

- Что такое государство? (организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом).

Теории происхождения государства.

- Какие теории происхождения государства вы знаете? (классовая - распад родовых отношений, появление неравенства; договорная - договор между людьми)

- Как шел процесс складывания государства у славян?

Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

- Как же тогда мы и другие люди узнают о событиях прошлого?

Слайд 3: монах Нестор, “Повесть временных лет (ПВЛ)”

Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в 12 в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

- Д.С.Лихачев писал: “Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси”.

- Давайте и мы обратимся к историческому источнику.

Слайд 3: Работа с историческим источником. Прочитайте документ и сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор? (о призвании на Русь варягов). Можно ли считать представленную информацию полной для ответа на вопрос о возникновении государства на Руси?(нет) Как вы думаете, какую дополнительную информацию о славянах необходимо получить, чтобы сведения о славянах, представленные в “ПВЛ” были более полными и достоверными?

- Таким образом, необходимо выяснить, какие предпосылки существовали у славян для образования государства.

Слайд 4: предпосылки у славян для образования государства. Групповая работа с последующим фронтальным обсуждением выделенных предпосылок образования государства.

- По заданиям для своих трёх групп найдите ответ на вопрос "Какие предпосылки существовали у славян для образования государства?" <Приложение 4>

Фронтальная работа  у доски: каждая группа  делает отчет о проделанной работе.

 А теперь рассмотрим отдельные предпосылки более подробно.

 Предпосылка- наличие союзов славянских племен.

- Наличие союзов славянских племен: в течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племён крупных союзов; появилось по меньшей мере 15 таких союзов. Задание группе фронтально и одному студенту у доски: с.2 атласа, найдите на карте “Древнерусское государство в 9-10 вв” иназовите эти племенные союзы: словенеильменские , кривичи, полочане , радимичи, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, уличи и тиверцы. <Приложение 3>

 Предпосылка - развитие торговли, в т.ч. международной. “Торговый путь из варяг в греки”, карта “Древнерусское государство в 9-10 вв”.

- Вспомните, как назывался знаменитый торговый путь, зародившийся в 8-9 вв.?

“Торговый путь из варяг в греки”: Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Ловать – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь.

- Какое экономическое значение имел этот торговый путь(торговля товарами лесных промыслов преобладала, по мнению Ключевского В.О.)?

- Какое политическое значение имел этот торговый путь( славяне познакомились с варягами)?

- Какое внешнеполитическое значение имел этот торговый путь(торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)?

Предпосылка - возникновение городов. Древние города по карте “Древнерусское государство в 9-10 вв”.

- Возникновение городов. Русь называли страной городов – Гардарики. Наиболее ранние города, которые появились в 9-10 веках – это: Белгород (980), Белоозеро (862), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (862 г.), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Чернигов (907). 

Предпосылки - усиление роли военной знати, возникновение имущественного неравенства- Усиление роли военной знати - князь, дружина (центральная власть где силой, где по доброй воле объединяла территорию, где проживали племена), появление системы правления, переход к соседской общине (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества (сложилась многоступенчатость общества, т.е. четкая иерархия: князь-дружинники-племенная знать-люди(смерды)-челядь-холопы), угроза нападения внешних врагов (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).

- Так какие же группы предпосылок мы выделили и как их можно объединить? (ответы студентов).

Выделили 4 группы:

политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);

экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);

социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);

внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).

- Итак, мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.

 Слайд:5 Признаки формирования государства.

- Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).

3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).

4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”.Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).

5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала” — т.е. с плуга или сохи.) 

Двоецентрие.

- На Руси, как выяснили, все признаки государства были представлены. Но государство носило раннефеодальный характер(сохранялось вече, свободное население).

- Вспомните, когда возникло государство на Руси?

Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI – IX вв. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства:  на северо-западе - Новгород, на юге – Киев. Север представлял собой объединение славянских, финских и балтских племен. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. На юге объединились поляне.северяне, вятичи.

862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.

- Почему именно эти племена?

Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность, в ходе формирования которой и проявилосьдвоецентрие. Преодолеть которое попытается князь Олег, предпринявший свой знаменитый поход из Новгорода в Киев, в 882г. и объявив его “матерью городов русских”.

Свидетельства “ПВЛ” о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению спора учёных-историков.

В.О. Ключевский отмечает: “В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории”. Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор.

Слайды 6-11: теории возникновения государства.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этой проблеме. Трое из вас получили опережающее задание познакомиться с содержанием существующих теорий происхождения государства.

Фронтальное заданиегруппе: прослушать выступления трёх докладчиков (опережающее задание на дом) из трёх рабочих групп и записать в тетрадь тезисно содержание всех теорий.

-Какая теория вам ближе? Поддерживают участники группы ваше мнение? Какие из аргументов вы можете принять? Поддерживаете ли теорию, представленную вашей группой?

- Кроме вышеназванных теорий существует ещё великое множество и других , например: ирано-славянская теория, кельто-славянская теория, индо-иранская теория, хазарская теория. Таким образом, проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

Преподаватель предлагает самостоятельно изучить вопрос «Политика первых русских князей и заполнить таблицу.»

Слайд:12-20

Вопросы
для сравнения

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Основные
направления
деятельности

 

 

 

 

Особенности правления

 

 

 

 

Итоги правления

 

 

 

 

 

Преподаватель предлагает подвести итоги деятельности первых русских князей и ответить на вопросы.

Игра «Отгадай героя»

- «Вот уже иду  к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну» (Ольга)

- «Идите с данью домой, а возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. (Игорь)

- «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные, земли со словами: «Хочу на вас идти». (Святослав)

Именного этого князя, погибшего от своего любимца, запечатлел в своём произведении великий Пушкин (Олег Вещий)

- «В лето 6390 (882) г. придя к городу, узнал он что княжат тут Аскольд и Дир …и сказал им «Не князья Вы и не княжеского рода» Показав Игоря и убив Аскольда и Дира, отнесли их на гору, где на той могиле поставил церковь святого Николы. И сел он княжа в Киеве, и сказал «Это будет мать городам русским!» (Олег)

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда.?. И захотел он жениться на Ольге… «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» И крести её царь и было наречено ей имя в крещении Елена, как матери царя.

«Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своей дочерью..! Кто правил в Царьграде (Константин Багрянородный).

 

 Значение Киевской Руси. Фронтальное обсуждение .

- Значение Киевской Руси заключается в следующем: 

а) Киевская Русь стала первым государством восточных славян, ускорила перерастание последней стадии развития первобытнообщинного строя в более прогрессивный феодальный; этот процесс создал благоприятные условия для развития хозяйства и культуры;

б) образование Киевской Руси способствовало укреплению обороноспособности восточнославянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т.д.);

в) сформировалась древнерусская народность на основе общности территории, языка, культуры, психического склада;

г) Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе; международное значение Киевской Руси состоит в том, что она повлияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке; русские князья поддерживали политические, экономические, династические связи с Францией, Швецией, Англией, Польшей, Венгрией, Норвегией, Византией;

д) Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др...);

е) Киевская Русь выступала восточным форпостом европейского христианского мира, она сдержала продвижение орд степных кочевников, ослабила их натиск на Византию и страны Центральной Европы.

ж) Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.

Слайд 21: закрепление. Решение мини-теста. Устная работа фронтально.

Слайд 22: рефлексия учебной деятельности на уроке. Запись домашнего задания. (п.1, в.№3)

Что нового мы узнали сегодня на занятие?

Достигнута ли цель занятия?

У кого остались вопросы по данной теме?

Было ли вам комфортно работать в группе?

Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?

- Патриотизм можно определить как любовь к своей государственности. Любите свою страну, изучайте её историю.

Выставление оценок.

Спасибо всем за внимание.

Источники информации.

 1) В. В. Артемов История для профессии и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304с.

2) История / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. –

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%E5%E2%F1%EA%E0%FF_%D0%F3%F1%FC Википедия. Киевская Русь.

1.     http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/20008/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5Энциклопедический словарь.

2.     http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=630677 Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3.     http://www.prosv.ru/ebooks/saharov_istoriya_6/images/028.jpg Причины образования государства.

4.     http://works.tarefer.ru/33/100194/index.html Лекция: Образование древнерусского государства

5.     http://student.zoomru.ru/history/teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-gosudarstva/20784.159629.s1.html Теории происхождения древнерусского государства.

6.     http://historynotes.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva/ Образование древнерусского государства.

Категория: Открытые уроки | Просмотров: 2849 | Добавил: IstorikJ
Всего комментариев: 0